Управленческий консалтинг: мировой опыт
Управленческий консалтинг (иногда также называемый стратегическим консалтингом) относится к области деятельности, которая позволяет компаниям повысить производительность труда путем анализа существующих бизнес-процессов и разработки программ по совершенствованию деятельности.
Управленческий консалтинг может включать в себя выявление и взаимное обогащение передовым опытом, аналитические методы, управление изменениями и мотивационные функции, технологии реализации, стратегии развития. Консультанты по управлению в целом привносят формальные основы или методики для выявления проблем или предлагают более эффективные способы реализации бизнес-процессов.
Мировой опыт показывает, что управленческий консалтинг становится все более распространенным в различных областях, поскольку возрастает потребность в профессиональных и специализированных консультациях. Даже некоммерческие организации обращаются к тем же управленческим принципам, которые помогают частному сектору в течение многих лет.
По сути, консультанты по менеджменту работают советниками компаний. Они предоставляют широкий спектр бизнес-задач идентификации и анализа и представляют решения этих задач для своих клиентов. Проблемы могут быть более простыми, как например, изучение нового рынка так и сложными, как например реструктуризация компании клиента.
Управленческий консалтинг быстро растет, причем темпы его роста выше, чем темпы роста промышленности. Как бизнес-услуга, консалтинг остается циклическим и связан с общей экономической ситуацией.
В настоящее время в мировой практике есть три основных вида консалтинговых фирм. Во-первых, есть большие, диверсифицированные организации, такие как глобальные сервисы, которые предлагают широкий спектр услуг, включая информационные технологии консалтинга, в дополнение к практике в сфере управленческого консалтинга. Второй вид - крупные компании по стратегическому консалтингу, которые предлагают чисто управленческий консалтинг, но не специализируется на какой-либо конкретной отрасли. Наконец, есть специализированные фирмы, которые весьма малы, сосредоточены в области консалтинга конкретной отрасли промышленности или технологий.
Корпорации могут создавать свои собственные внутренние консалтинговые группы, брать на работу внутренних консультантов по вопросам управления, используя внутренний кадровый резерв или использовать поиск специалистов по консалтингу на внешнем рынке труда.
Внутренние консалтинговые группы часто образуются вокруг ряда практических областей. Более распространенными направлениями являются: организационное развитие, управление процессами, информационные технологии, дизайнерские услуги, обучение и развитие.
Есть три возможных проблемы внутреннего консалтинга. Во-первых, внутренний консультант не может привнести объективность в консалтинговые отношения, внешняя фирма может. Во-вторых, специалисты из внутреннего консалтинга не дотягивают до калибра консультантов внешних консалтинговых фирм. Наконец, в период финансовых потрясений, зачастую внутренние консалтинговые группы является первыми в очереди на увольнение.
Несмотря на эти проблемы, у внутреннего консалтинга есть некоторые преимущества. Так, внешние консультанты могут вызвать определенный конфликт интересов и предвзятости в пользу одного собственника компании над другим. Это особенно характерно для стран, где наблюдается высокая степень консолидации.
Управленческий консалтинг стал основным источником для инноваций в практике управления, образуя мост между научными учреждениями, фирмами, и идейными лидерами в других областях. Он занимается изучением, разработкой и использованием разнообразных средств и методов для решения проблем компаний. Мировой опыт показывает, что управленческий консалтинг принес значительные изменения для бизнеса в государственном и частном секторах.
|